Не все то «золото»,что так рекомендуется

Недавно покупал растительное масло наиболее почитаемой в нашей семье российской торговой марки и, уточняя дату изготовления, немало подивился, прочитав на этикетке: «Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное «премиум». Вот еще, подумалось, очередное изощрение отечественного товаропроизводителя, изнуренного конкурентной борьбой маслоделов, - опять «слизали» у Запада звонкую маркетинговую «фишку».
 
Но оказалось, весьма уважаемая фирма вовсе не завлекает таким способом покупателей, а всего-навсего строго соблюдает действующее законодательство. Дело в том, что, как уже сообщала наша газета, с этого года в России начал действовать новый «масляный» стандарт - ГОСТ Р 52465-2005 «Масло подсолнечное. Технические условия», разработанный у нас в Петербурге, во Всероссийском институте жиров. Он-то и предписывает новую и пока не очень привычную потребителю классификацию этого солнечного продукта.

Теперь подсолнечное масло подразделяется на следующие марки: «премиум», «высший сорт» и «первый сорт». Все они предназначены как для непосредственного употребления в пищу, так и для кулинарных нужд. А марка «премиум» - еще и для детского и диетического питания.

И все же «фишка» в нововведении есть. Новый стандарт повысил требование к основному, пожалуй, отличию подсолнечного масла разных марок друг от друга - степени их окисленности. Она определяется показателем «перекисное число», и его норма значительно снижена по сравнению с прежним ГОСТом.

Именно по случаю введения нового стандарта Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» решила провести независимую экспертизу подсолнечного масла, чтобы установить, насколько требования нового «масляного» ГОСТа выполняются производителями.

По традиции комиссия, составленная из представителей масложировой промышленности, общественности и прессы, закупила в петербургской розничной торговой сети 9 образцов рафинированного и дезодорированного подсолнечного масла. Как обычно, процедура закупки происходила в строгом соответствии с требованиями Закона «О защите прав потребителей». Все образцы были доставлены в испытательный центр пищевых продуктов, кормов, моющих средств и продукции общественного питания ВНИИЖ - учреждения-разработчика ныне действующего стандарта.

Каковы же результаты экспертизы?

«НОВОГОСТОВЦЫ»
Начнем, пожалуй, с того, что обратим внимание потребителей: исследованные образцы самоочевидно распадаются на 3 группы (хотя у них много и других сближающих либо отдаляющих признаков).

К первой относятся те, что произведены уже в соответствии с новым стандартом - ГОСТ Р 52465-2005. Их ровно треть - заявленные как «премиум» «Слобода» из Белгородской области, как «первосортник» - «Жемчужина Поволжья», прибывшая с Нижегородчины, и как масло высшего сорта Sunny Gold, что из области Тульской. На них пока и остановимся.

Это трио эксперты имели возможность проверить по всем статьям - на соответствие и новому ГОСТу и СанПиН 2.3.2.1078-01. Первые два образца прошли через горнило лабораторных испытаний без сучка, без задоринки. Особенно порадовала «Жемчужина Поволжья». Несмотря на то что это всего лишь первосортное масло (а существуют, напомним, и более значимые - высший сорт и «премиум») и его перекисное число вполне может, по ГОСТ Р 52465-2005, доходить и до 10 ммоль активного кислорода на 1 кг масла, фактически оно у «Жемчужины Поволжья» более чем в 5 (!) раз ниже верхнего предела и всего лишь чуточку превышает окисленность бесспорного лидера нашего масляного состязания - «премиумного» образца «Слободы» (1.8 и 1.2, соответственно).

А вот образец якобы высшего сорта с претенциозным названием Sunny Gold (что в переводе с английского означает «солнечное золото») явно подкачал. Его подвело двукратное превышение допустимого предела другого важного показателя подсолнечного масла - анизидинового числа, весьма низкая норма которого - не более 3 - установлена новым государственным стандартом на две самые качественные марки подсолнечного масла. Фактически же, как установили эксперты, именно этот образец Sunny Gold соответствует лишь марке «первый сорт».

А собственно, в чем беда, спросит пытливый читатель, ведь первосортное подсолнечное масло, как сам автор утверждает, тоже предусмотрено ныне действующим ГОСТом? Разумеется, и ООО «Проспект», выпускающее первосортную «Жемчужину Поволжья», вправе ею и собой заслуженно гордиться. Быть всего лишь первосортным маслу не зазорно - нехорошо выдавать первый сорт за «премиум», что является введением потребителей в заблуждение.

«СТАРОГОСТОВЦЫ»
Следующая группа объединяет исследованные образцы подсолнечного масла, выпущенного еще по старому стандарту (ГОСТ 1129-93). Она самая многочисленная, состоит из 5 наименований и, как и предшествующая, неоднородна по составу. Образцы этой группы эксперты проверяли лишь на соответствие СанПиН 2.3.2.1078-01, ибо прежний ГОСТ утратил, напомним, силу в минувшую новогоднюю ночь.

К двум образцам - вымороженному «Филевскому» и первого отжима «Аведовъ» (оба - марки «Д»), поступающим в Петербург из Краснодара, у Испытательного центра никаких претензий не возникло. То, что ГОСТ, которым руководствовались при их изготовлении, «вышел в отставку», роли, как нам пояснили специалисты, не играет, ведь оба образца произведены еще в период его действия (26 и 6 декабря 2006 г., соответственно). Изготовленные тогда партии товара можно без проблем продавать и сейчас - вплоть до истечения срока их годности. А так «старогостовцы» «Филевское» и «Аведовъ» вполне на уровне: если к ним мысленно применить нынешний ГОСТ, то первый образец вполне тянет на высший сорт, а «Аведовъ» - и вообще на «премиум». А вот у трех остальных образцов этой же группы могут и должны возникнуть серьезные проблемы с законом. Даже самый качественный из них, как показали испытания, образец вымороженного первого отжима «ростовчанина» «Золотая семечка» (показатели всех нормативов почти как у законопослушной «Слободы»), и «Злато» марки «Д», поступающее из Краснодарского края и соответствующее по своим кондициям высшему сорту, и добротно первосортное по сути «Благо», выработанное в Воронежской области по заказу ООО «Торговый дом «Благо», были разлиты уже в этом году. И отнюдь не в первые минуты действия нынешнего ГОСТа, а гораздо позднее: «Благо» - 5-го, «Злато» - 1 февраля, а «Золотая семечка» - и того позже: 28 марта! Нечего и говорить, что эксперты признали эти 3 образца не соответствующими по маркировке требованиям ГОСТ Р 50474-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».

«ТЭУШНИКИ»
Последнюю, третью группу исследованных образцов, строго говоря, и группой-то нельзя назвать: к ней относится только образец масла «Луидор» марки «П», изготовленный нашим, петербургским ООО «Петромасло» по собственным техническим условиям. Поэтому и проверялся он лишь на соответствие СанПиН 2.3.2.1078-01. И эту проверку, надо сказать, выдержал: у него перекисное число вдвое (!) ниже, чем предел, установленный указанными санитарными нормами и правилами, - 5 ммоль активного кислорода на 1 кг масла, что на уровне первосортного продукта, изготовляемого по нынешнему ГОСТу. И с маркировкой у «Луидора» тоже все в полном порядке.

ЧЕСТНОСТЬ - НЕ БАРЫШ
В заключение сравним еще один показатель - соотношение цены и качества.

Дороже всего закупочной комиссии обошелся образец «Филевского» - 46 руб. 90 коп. Хорошее масло, бесспорно соответствует высшему сорту, но все же самое лучшее из проверенных - «Слобода» продается куда дешевле - за 33 руб. 60 коп.

Еще одно сравнение. Образец выдаваемого за масло высшего сорта Sunny Gold, которое на поверку соответствует лишь сорту первому, куплено за 29 руб. 90 коп, а честный «первосортник» - «Жемчужина Поволжья» обошелся комиссии на 50 коп. дешевле.

Но больше всего меня лично задевает, что образец масла»Злато» с недостоверной маркировкой продается аж за 43 руб. 20 коп.! Так и кажется, что тут действует не самый лучший рыночный принцип: честность - не барыш, в карман не положишь.

Василий БАТРАКОВ

Редакция выражает благодарность за проведенные исследования специалистам испытательного центра и органа сертификации ВНИИЖ и лично их руководителям Т. А. Даниловой и Н. Н. Фроловой.
 

Мы в социальных сетях

Независимая экспертиза в СПБ
Яндекс.Метрика